Посольство Российской Федерации в Республике Словении
(+386-1) 425-68-75
(+386-1) 425-68-80
/
28 февраля / 2022

Факты срыва Киевом договоренностей по урегулированию конфликта в Донбассе

1) Комплекс мер (КМ) по выполнению Минских соглашений от 12.02.2015 г.

- п.4 «Начать в первый день после отвода диалог о будущем режиме ОРДЛО на основе Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в ОРДЛО».

- п.8 «Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий…».

«Восстановление Украиной управления сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом...».

- п.11 «Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года».

Украина упорно отказывается от реализации указанных положений КМ. В настоящее время в Верховную Раду внесен несогласованный с ОРДЛО законопроект о децентрализации, не предусматривающий ни самих ОРДЛО, ни особого статуса для них.

2) Отказ в ходе переговоров лидеров «нормандского формата» (НФ) в Париже 9 декабря 2019 г. от согласованного советниками НФ пункта итогового документа о разведении сил и средств сторон вдоль всей линии соприкосновения сторон. В результате пришлось ограничиться упоминанием о достижении договоренности в рамках Контактной группы (КГ) только о разведении на трех дополнительных участках.

3) Завизированным замглавы Администрации Президента Российской Федерации Д.Н.Козаком и руководителем Офиса Президента Украины А.Б.Ермаком Протоколом заседания КГ от 11 марта 2020 г. зафиксировано решение о подписании на очередном заседании КГ 25 марта 2020 г. Решения КГ об учреждении Консультативного совета с задачей осуществления диалога по проектам политических и правовых решений по урегулированию конфликта в соответствии с Комплексом мер при участии по десяти представителей от Украины и ОРДЛО, а также по одному представителю от ОБСЕ, РФ, ФРГ и Франции (при их согласии).

Украина отказалась от учреждения этой переговорной площадки.

4) 22 июля 2020 г. в результате импульса, заданного НФ на уровне политсоветников, согласован и подписан документ о дополнительных мерах по усилению режима прекращения огня (РПО) со вступлением в силу 27 июля 2020 г.

Украинской стороной нарушены все пункты документа, фактически она из него вышла.

- Только через восемь месяцев, 27 марта 2021 г., в результате настоятельных призывов в рамках НФ и КГ Украина опубликовала аутентичный, без искажений, как это делалось не раз, текст данного приказа.

- 10 сентября 2021 г. Украина под надуманными предлогами (шевроны ДНР у донецких представителей Совместного центра контроля и координации (СЦКК) и др.) сорвала реализацию договоренностей о проведении совместной инспекции с участием представителей ОБСЕ по поводу продления траншеи в н.п. Шумы с подготовкой соответствующей информации и фото (видео) отчета.

- Фактически дезавуировала саму договоренность о создании и задействовании координационного механизма по реагированию на нарушения РПО при содействии СЦКК в действующем составе, т.е. с участием представителей ОРДЛО.

Попытки представителей ОРДЛО при обстрелах связаться с представителями Вооруженных сил Украины (ВСУ) по переданным им номерам мобильных телефонов оказались безрезультатными.

Впоследствии украинская сторона взяла курс на полный отказ от прямого взаимодействия с ОРДЛО в рамках координационного механизма, предлагая различные варианты, не позволяющие эффективно реагировать на случаи нарушения РПО (восстановление представленности РФ в СЦКК, официальное делегирование Россией ОРДЛО полномочий представлять ее в СЦКК, привлечение в его состав представителей ОБСЕ, ФРГ, Франции и т.д.).

- 28 сентября 2021 г. главком ВСУ В.Залужный и 5 октября 2021 г. командующий операцией объединенных сил А.Павлюк заявили о том, что командиры на местах могут самостоятельно принимать решение об открытии огня в зависимости от ситуации без согласования с вышестоящим командованием и могут применять все доступное им вооружение.

- Заявление министра обороны А.Ю.Резникова о применении в будущем БПЛА («Байрактары») в нарушение не только документа о допмерах от 22.07.2020 г., но и Меморандума от 19.09.2014 г.

- В ходе предновогоднего заседания КГ 22 декабря 2021 г. украинская сторона взяла на себя обязательство подтвердить приверженность допмерам от 22.07.2020 г., что было сделано в весьма обтекаемой форме, но вновь дезавуировано заявлением же В.Залужного 10 января 2022 г.

5) Гарантии безопасности для проведения ремонтных работ на объектах инфраструктуры неоднократно нарушались обстрелами украинской стороны. Наиболее вопиющий случай - захват и пленение офицера луганской части СЦКК А.В.Косяка 13 октября 2021 г., оправдываемый утверждением о том, что гарантии безопасности будто бы давались ремонтной организации, не являющейся субъектом соответствующей договоренности через Специальную Мониторинговую Миссию (СММ) и прочими бездоказательными обвинениями.

6) В отход от письменных обязательств, подписанных бывшим главой делегации в КГ Л.Д.Кучмой 23 декабря 2020 г. по проведению и завершению т.н. процессуальной очистки, необходимой для исключения возможности ареста и приговора о повторном тюремном заключении бывших заключенных ОРДЛО, освобожденных и переданных донбасской стороне, в случае посещения ими подконтрольной Киеву территории украинская сторона в ходе соответствующих переговоров отказалась от их подтверждения.

7) Отказываясь от представления комментариев на подготовленный по поручению КГ от октября 2020 г. о согласовании совместного Плана действий («дорожной карты») по урегулированию конфликта в ОРДЛО Украины в соответствии с Минскими соглашениями проект ОРДЛО, украинская сторона до сих пор не представила обновленную версию своего документа. (В первоначальном проекте свыше 70% положений противоречат КМ вплоть до курьезных пунктов, как то: «возвращение подразделений ВСУ в места постоянной дислокации 10 декабря 2020 г., а обмен удерживаемыми лицами провести 15 декабря 2020 г.»).

- 26 января с.г. на встрече советников «нормандского формата» в Париже А.Б.Ермаком были даны заверения, что к заседанию Контактной группы (КГ) 9 февраля с.г. украинской стороной будет представлена содержательная реакция (положительный или отрицательный ответ) на «все предложения о будущем режиме (статусе) ОРДЛО в постконфликтный период», имея в виду, в том числе, концептуальные подходы ОРДЛО по данному вопросу, которые изложены в проекте «Плана действий (дорожной карты) по урегулированию конфликта в ОРДЛО Украины в соответствии с Минскими соглашениями» (указанный документ находится на столе переговоров в КГ с октября 2020 г.). По состояния на 16 февраля с.г. обязательство украинской стороной не выполнено.

8) Киевом продолжает саботироваться выполнение закрепленных в т.ч. в коммюнике по итогам парижской встречи советников глав государств и правительств «нормандского формата» 26 января с.г. обязательств о том, что «нормандский формат» «во что бы то ни стало должен преодолеть все разногласия, которые имеются относительно интерпретации Минских соглашений» (цитата по пресс-конференции Д.Н.Козака от 26 января с.г.). Предполагалось, что существенные подвижки в этом направлении будут достигнуты на встрече «нормандских» советников в Берлине 10 февраля с.г. Однако сделать этого не удалось из-за откровенно «вредительской» позиции украинской стороны. В частности, в проекте итогового заявления (не согласовано) берлинской встречи от 10 февраля с.г. украинская сторона отказалась даже цитировать Минские соглашения о том, что вопросы будущего постконфликтного статуса ОРДЛО должны решаться в консультациях и обсуждениях с представителями отдельных районов.