Факты нарушения украинскими властями прав человека, дискриминации, военных преступлений и этноцида в Донбассе
Пренебрегая международными договоренностями и актами, начиная с апреля 2014 года представители украинских силовых структур постоянно вели массированные обстрелы населенных пунктов Донбасса, что привело к гибели и ранениям тысяч мирных жителей, не участвующих в военном конфликте. Применялось запрещенное международным гуманитарным правом летальное вооружение неизбирательного действия, предназначенное для максимально эффективного уничтожения людей и инфраструктуры. Многие населенные пункты, в первую очередь расположенные вблизи линии разграничения, остались без водо-, газо- и электроснабжения, была отключена мобильная связь, перекрыта возможность получения питания и медикаментов. Люди гибли от взрывов снарядов украинской армии, голода, отсутствия воды и лекарств.
Украинская армия с особым цинизмом вела обстрелы по больницам, моргам и школам, где были оборудованы бомбоубежища. Кладбища также подвергались обстрелам. По этой причине стихийно формировались массовые захоронения мирного населения, которые стали жертвами военно-политического руководства Украины и их западных кураторов.
По состоянию на декабрь 2021 г. было обнаружено более 16 стихийных захоронений массового и единичного характера. В одном из единичных захоронений обнаружены останки 4-месячного ребенка. Всего за период с августа по ноябрь 2021 г. подняты, исследованы и процессуально оформлены 295 человеческих останков. Первичная судебно-медицинская экспертиза и осмотр останков, обнаруженных во всех захоронениях на территориях ЛНР и ДНР, свидетельствуют о том, что большинство погибших это женщины и старики. Причины смерти – огнестрельные минно-взрывные травмы, тупые травмы.
Помимо непосредственного уничтожения населения Донбасса снарядами Киевом была введена бесчеловечная водная, экономическая и транспортная блокада Донбасса, поставившая регион на грань гуманитарной катастрофы. Жизнь в большинстве городов на линии соприкосновения стала похожа на выживание в условиях тотальной войны, когда никто не проводит разграничения между мирным населением и комбатантами.
Жители Донбасса жили в таких условиях почти восемь лет. Введённая Киевом экономическая и транспортная блокада Донбасса сохраняется и по сей день, по-прежнему действует пропускной режим пересечения гражданами линии соприкосновения в зоне вооружённого конфликта. Из‑за этих ограничений несколько миллионов человек, пострадавших от конфликта, в том числе свыше 1 млн. человек из числа зарегистрированных внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), а также граждан, живущих в районах боестолкновений граждан, испытывают серьезные трудности в доступе к основным услугам, в частности, к водоснабжению, отоплению и здравоохранению; сталкиваются с нехваткой надлежащего жилья и отсутствием механизмов правовой защиты и возмещения ущерба.
Украинские власти не обеспечивают гарантированные выплаты пенсий всем гражданам страны независимо от места их проживания и регистрации. Остро стоит вопрос выплаты социальных пособий и пенсий жителям ДНР и ЛНР, которые испытывают значительные трудности в их получении. Введенные киевскими властями ограничения создают крайне неблагоприятные условия для жителей юго-востока и препятствуют выплатам им пенсий и иных пособий. Наибольшая опасность связана с требованиями к жителям этих территорий регулярного подтверждения своего статуса на подконтрольной киевским властям территории. Для этого им требуется регулярно переходить «линию соприкосновения». Пути перехода затруднены длинными очередями ожидающих, кроме того, в этих районах сохраняется опасность возможной эскалации боевых действий.
В уязвимом положении оказались и ВПЛ, которые также испытывают значительные трудности в получении социальных пособий.
В 2018 г. представитель президента Украины в Верховной Раде И.Луценко сообщила, что по состоянию на 2014 г. на юго-востоке страны проживали около 1,2 млн. пенсионеров. После начала боевых действий пенсии продолжили выплачивать 570 тыс. человек, которые жили на подконтрольной Киеву территории. Свыше 600 тыс. человек остались без социальной поддержки со стороны властей.[1] По информации Пенсионного фонда Украины, в декабре 2018 г. только 562 тыс. чел., зарегистрированных на территории непризнанных республик (что составляет менее половины от их общего числа по состоянию на август 2014 г.), продолжали получать выделяемые средства по линии данной структуры.
Эти проблемы попадали в поле зрения международных механизмов по правам человека, которые отмечали в этой связи, что развязанный киевскими властями конфликт на юго-востоке страны негативно влияет на всё население, вызывая массовое обнищание, и способствует стагнации экономики. Лишь в период с 2013 по 2015 гг. вырос процент людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, с 22 % до 58 %.[2]
Наблюдательная миссия ООН по правам человека на Украине (НМПЧУ) отмечала, что отсутствие доступа к качественным основным услугам, а также дискриминационная политика киевских властей по-прежнему негативно сказываются на правах жителей, затронутых конфликтом на юго-востоке страны (включая ВПЛ), в частности, на свободе передвижения и доступе к пенсиям и социальным пособиям. Отмечая внедрение механизма выплаты компенсаций за жилье, разрушенное в ходе конфликта (что стало возможным только после настоятельных призывов международных правозащитных структур), Миссия выразила обеспокоенность сохраняющейся дискриминацией граждан, пострадавших от конфликта, по признаку места их проживания, а также непрозрачностью методики расчета размера компенсации. При этом остается проблема использования имущества гражданских лиц в военных целях без компенсации. Ни центральные, ни местные органы власти не обеспечили адекватным жильем и не выплатили компенсацию лицам, вынужденным переехать из-за использования их имущества в военных целях или из-за непосредственной близости от военных позиций.[3]
Независимый эксперт по вопросу о последствиях внешней задолженности и других соответствующих международных финансовых обязательств государств для полного осуществления всех прав человека Х.П.Бохославски (Аргентина) в своем докладе по итогам визита на Украину в мае 2018 г. указывал, что пенсионеры, проживающие в Донбассе, вынуждены регулярно пересекать линию контроля и регистрироваться в качестве внутренне перемещенных лиц для того, чтобы продолжать получать пенсии. При этом они сталкиваются с рисками для жизни, а также несут значительные расходы на дорогу – от 50 до 80 % от размера пенсий. По оценкам Х.П.Бохославски, более 600 тыс. пенсионеров не получают выплаты. Кроме того, в 2017 г. была прекращена выплата пенсий тем лицам, кто зарегистрировал свое место проживания на подконтрольных украинским властям территориях.[4]
Отмечал эту проблему в рамках своей компетенции Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, указывая на несоответствие законодательства и практики на Украине. В частности, Комитет подчеркнул, что хотя в октябре 2014 г. был одобрен закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», а также принят ряд решений и постановлений о помощи внутренне перемещенным женщинам, мер по их осуществлению не принимается.[5]
Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) в августе 2016 г. также обратил внимание на тяжелое положение перемещенных лиц. Так, Комитет выразил обеспокоенность тем, что социальные пособия, включая пенсии, привязаны к статусу ВПЛ и проживанию в районах, находящихся под контролем киевских властей, из-за чего не все внутренне перемещенные лица могут получить доступ к таким социальным льготам; местная интеграция ВПЛ осложняется существующими законодательными и нормативно-правовыми рамками; существуют трудности при получении такими лицами доступа к приемлемому по цене жилью и надлежащей занятости; существующие ограничения свободы передвижения затрудняют доступ ВПЛ к социальным услугам, образованию и медицинскому обслуживанию.
КЛРД также отметил, что люди при пересечении линии контроля подвергаются физической опасности. Так, они могут попасть под обстрел или пострадать от противопехотных мин. Все эти факторы не позволяют лицам, принадлежащим к этническим меньшинствам, например цыганам, зарегистрироваться в качестве ВПЛ и получать социальную помощь. Большинство таких лиц подвергаются риску дискриминации и стигматизации.[6]
Развитие ситуации в этой сфере регулярно отслеживают УВКПЧ и СММ ОБСЕ. Правозащитники отмечали, что из-за введения ограничений на фоне распространения коронавирусной инфекции тяжелое положение населения, пострадавшего от конфликта, ещё больше обострилось. В значительной мере усугубило положение ставшее практически невозможным пересечение линии соприкосновения, поскольку многие люди просто не могли выполнить требования для получения разрешения.
На необходимость начать выплату пенсий жителям неподконтрольных территорий Донбасса киевским властям указала руководитель НМПЧУ М.Богнер (Австралия) в марте 2020 г., призвав недавно сформированное на тот момент правительство и парламент пересмотреть проект закона относительно пенсий[7] в соответствии с нормами прав человека и возобновить процесс его принятия в приоритетном порядке.[8]
В докладе НМПЧУ за период с 1 августа 2020 г. по 31 января 2021 г. отмечается, что количество пересечений линии соприкосновения сократилось на 96 % по сравнению с «доковидным» периодом в 2019-2020 гг. (с 7 млн. 117 тыс. до 294 тыс. человек.). Руководитель НМПЧУ М.Богнер отмечала, что до сих пор на Украине не выработана государственная политика правовой защиты и возмещения ущерба пострадавшим в результате конфликта, а также не внедрен механизм регистрации детей, родившихся на неподконтрольных территориях (из-за этого около 65 тыс. детей не имеют свидетельств о рождении).
Жители Юго-Востока Украины подвергаются дискриминационному отношению со стороны украинских правоохранительных органов.
В контексте отслеживания ситуации с соблюдением права на свободу и личную неприкосновенность международные мониторинговые структуры в области прав человека фиксируют многочисленные факты незаконного содержания под стражей, пыток, запугивания, жестокого обращения, сексуального насилия. Подобные примеры регулярно включаются в доклады Наблюдательной миссии по правам человека на Украине.
Продолжают иметь место многочисленные нарушения прав граждан на справедливое судебное разбирательство, в том числе по уголовным делам, связанным с конфликтом в Донбассе. Распространена практика принуждения подследственных к заключению соглашений о признании вины и рассмотрение дел в отсутствие обвиняемых, нападения на адвокатов и их запугивание праворадикалами, а также оказание давления ими на представителей судейского корпуса.
Применение сотрудниками правоохранительных органов и СБУ пыток, насилия в отношении задержанных носит системный характер и отличается, как правило, безнаказанностью[9]. Случаи незаконного содержания под стражей, применения пыток и жестокого обращения со стороны СБУ в отношении лиц, задержанных по обвинениям, связанным с конфликтом на юго-востоке, регулярно документирует НМПЧУ.
Распространена проблема выбивания признательных показаний. НМПЧУ зафиксированы жалобы на то, что в СБУ или следственных органах людей заставляли признаться перед камерой в принадлежности к вооруженным группам или в связях с ними. В нескольких случаях такие видеозаписи были опубликованы на официальных сайтах Национальной̆ полиции или СБУ. При этом, по данным Миссии, задержанные сделали заявления против самих себя в результате пыток, жестокого обращения или запугивания со стороны сотрудников СБУ[10].
Правозащитная организация «Human Rights Watch» совместно с «Международной Амнистией» в общем докладе отметили со ссылкой на свое исследование 2016 г. противоправный и насильственный характер задержаний граждан сотрудниками украинских спецслужб и следствия[11]. В числе подобных инцидентов – дела, связанные с выражением несогласия с официальной линий киевских властей. Приведён пример, когда К.Бескоровайного с ноября 2014 г. по февраль 2016 г. незаконно удерживали в заключении сотрудники СБУ за участие в антимайдановских митингах и мероприятиях в защиту советских памятников. Его обвинили в подготовке терактов. К нему активно применяли пытки и иные формы жестокого обращения, в результате которых его здоровью был нанесен тяжелый вред. К.Бескоровайный также сообщил, что камеры, в которых его содержали, были переполнены; находившихся в них людей, в том числе с инвалидностью и пожилых, систематически избивали и держали для обмена военнопленными. После освобождения он вместе с другими бывшими узниками официально подал жалобу на действия СБУ. В ходе расследования начались необоснованные задержки производства по делу и запугивание потерпевших, что приводило к их отказу от участия в уголовном процессе. В том числе была предпринята попытка со стороны территориальной военной прокуратуры изменить статус заявителя с потерпевшего на свидетеля и закрыть дело. Расследование было возобновлено после нескольких апелляций.
Применение в СБУ по отношению к задержанным пыток подтверждали и лица, ставшие участниками обменов удерживаемыми лицами между Киевом и ЛДНР. В частности, лица, вернувшиеся с подконтрольных Киеву территорий после состоявшегося 29 декабря 2019 г. обмена удерживаемыми лицами, сообщили, что сотрудники СБУ и радикального формирования «Азов» применяли в их отношении пытки для получения признательных показаний. В частности, узников вынуждали брать на себя ответственность за боестолкновения, произошедшие в г. Мариуполе 9 мая 2014 г., а также давать показания о прохождении военной диверсионной подготовки под Ростовом. Задержанных избивали, применяли удушение, имитацию повешения и утопления, пытали током, угрожали расправой над близкими[12].
Участники обмена также сообщили, что содержались в секретных тюрьмах СБУ перед тем, как их направляли в СИЗО. При этом с момента фактического задержания до официального оформления проходило от нескольких дней до нескольких месяцев[13].
По данным омбудсмана провозглашенной Донецкой Народной Республики Д.Морозовой, все отпущенные Киевом узники подтвердили, что к ним применялись методы незаконного дознания[14].
ДГПЧ
февраль 2022 г.
[1] «Вопрос политической воли»: почему Киеву не может наладить выплату пенсий жителям Донбасса. RT. 13 марта 2020 г. https://russian.rt.com.ussr/article/727754-donbass-pensii-oon-ukraina/amp
[2] Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях внешней задолженности и других соответствующих международных финансовых обязательств государств для полного осуществления всех прав человека Х.П.Бохославски по итогам визита на Украину в мае 2018 г. Декабрь 2018 г. https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G18/448/76/PDF/G1844876.pdf?OpenElement
[3] Доклад УВКПЧ о ситуации с правами человека на Украине. 16 мая – 15 августа 2019 г. https://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/ReportUkraine16May-15Aug2019_EN.pdf
[4] Доклад независимого эксперта по вопросу о последствиях внешней задолженности и других соответствующих международных финансовых обязательств государств для полного осуществления всех прав человека Х.П.Бохославски по итогам визита на Украину в мае 2018 г. Декабрь 2018 г. https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G18/448/76/PDF/G1844876.pdf?OpenElement
[5] Заключительные замечания Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по итогам рассмотрения 8-го периодического доклада Украины. Февраль 2017 г. https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CEDAW%2fC%2fUKR%2fCO%2f8&Lang=ru
[6] Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации по итогам рассмотрения объединенных 22-го и 23-го периодических докладов Украины. Август 2016 г. https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CERD%2fC%2fUKR%2fCO%2f22-23&Lang=ru
[7] Проект № 2083-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реализации права на пенсию» был зарегистрирован в Верховной Раде в конце ноября 2019 г. Документ предполагал упрощение процесса оформления пенсий, в частности, снимал с пенсионеров для получений пенсионных выплат обязанность регистрироваться в качестве ВПЛ. После прохождения первого чтения в феврале 2020 г. отправлен на доработку и таким образом фактически подвешен.
[8] «Вопрос политической воли»: почему Киеву не может наладить выплату пенсий жителям Донбасса. RT. 13 марта 2020 г. https://russian.rt.com.ussr/article/727754-donbass-pensii-oon-ukraina/amp
[9] Доклад Специального докладчика Совета ООН по правам человека по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания Н.Мельцера (Швейцария) по итогам визита на Украину 28 мая – 8 июня 2018 г. Январь 2019 г. https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G19/010/58/PDF/G1901058.pdf?OpenElement
[10] Доклад УВКПЧ «Права человека в отправлении правосудия по уголовным делам, связанным с конфликтами в Украине с апреля 2014 года по апрель 2020 года». Август 2020 г. https://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/Ukraine-admin-justice-conflict-related-cases-en.pdf
[11] Ukraine: Justice Still Needed for Victims of Unlawful Detention in Eastern Ukraine. Human Rights Watch. Amnesty International. 6 August 2020. https://www.hrw.org/news/2020/08/06/ukraine-justice-still-needed-victims-unlawful-detention-eastern-ukraine, https://www.amnesty.org/en/documents/eur50/2852/2020/en/
[12] Освобожденная из украинского плена спортсменка рассказала о пытках СБУ. Известия. 21 декабря 2019 г. https://iz.ru/export/google/amp/960488; Участники обмена пленными между Киевом и Донбассом рассказали о пытках СБУ. Известия. 30 декабря 2019 г. https://iz.ru/959939/2019-12-30/uchastniki-obmena-plennymi-mezhdu-kievom-i-donbassom-rasskazali-o-pytkakh-sbu; Участник обмена между Киевом и Донбассом рассказал о пытках током. Известия. 31 декабря 2019 г. https://iz.ru/960331/2019-12-31/uchastnik-obmena-mezhdu-kievom-i-donbassom-rasskazal-o-pytkakh-tokom
[13] Участники обмена пленными между Киевом и Донбассом рассказали о пытках СБУ. Известия. 30 декабря 2019 г. https://iz.ru/959939/2019-12-30/uchastniki-obmena-plennymi-mezhdu-kievom-i-donbassom-rasskazali-o-pytkakh-sbu
[14] Омбудсмен ДНР заявила о пытках людей в украинском плену. Известия. 30 декабря 2019 г. https://iz.ru/960173/2019-12-30/ombudsmen-dnr-zaiavila-o-pytkakh-liudei-v-ukrainskom-plenu